"Ақмола облысы білім басқармасының  Целиноград ауданы бойынша  білім бөлімі  Қажымұқан ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі  
Коммунальное государственное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа села Кажымукан" отдела образования Целиноградского района  управления образования Акмолинской области

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

29.09.2017

Класс 9   Русская литература   

Тема  занятия: К .Симонов

«Родина»

Общие  цели: Найти в

тексте изобразительно-выразительные средства языка, использованные 

автором при описании родины; сравнить два понятия «большая» и «малая Родина»

Результаты  обучения:  Учащиеся знают:  -«большую» и

«малую Родину»

         

             

                     

            -содержание стиха «Родина»;

Осознают:  

- место родины в жизни каждого

человека 

-чувство ответственности и долга

перед Родиной

Умеют:

- перечислять «приметы» родины

- находить черты сходства и

различия « малой и большой Родины»

-наблюдать, обсуждать идеи и делать

выводы о прочитанном.

Ключевые  идеи: 

Работая в группе, выделяют приметы

родины своей

Этапы занятия      

                     

                                         Время

Деление на группы по колечкам            

                            3 минуты

Вызов        

                     

                       

                              7 мин

  1. По презентации краткий
  2. обзор жизни поэта
  3. Чтение наизусть стиха «Жди
  4. меня»
  5. Где она его ждет?
  6. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока
  7.  Прием «Ассоциации» (
  8. что такое Родина, какая она бывает

Изучение нового    

                    

                   

                   20 мин

Задание 1. Прочитайте текст стиха

Задание 2. Перечислите приметы

родины

Задание 3. Сравните два понятия

«большая Родина» и «малая»

Задание 4. Найдите сходства и

различие ( по стратегии венн диаграмма)

Задание 5. Презентация работы

групп.

Рефлексия                

                     

                                   10 мин

Задание 6.  Напишите синквейн

на тему «Родина»

Задание 7.  Выделите приметы

нашей Родины.

Что видите перед собой, когда

представляете себя Казахстан?

 

Подход, основанный на

совместной работе:                 3 мин

  Урок дал мне для жизни

… 

  Мне захотелось …

Домашнее задание      

                     

                     

        2мин

  1. Написать сочинение- эссе
  2. «Казахстан- родина моя большая»
  3. Выучить стих «Родина»
  4. наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс Урок 14

Русская литература

 

Тема урока: М.Ю.

Лермонтов «Мцыри»

 

Цели урока:

1. формировать у

учащихся понятие о горцах, о их вероисповедании, о значении слова «мцыри»

2.развивать навыки

выразительного чтения и анализа художественного произведения;

3.воспитывать любовь

к родине, желание быть свободным и независимым.

 

Тип урока: изучение

нового материала

 

Наглядные пособия, литература:

портрет М.Ю. Лермонтова, материал о поэме, иллюстрации, интерактивная доска,

учебное пособие

Ход урока:

1.Организационный

момент.

2.Опрос домашнего

задания.

стр. 141-142,

выразительное чтение стихотворения «Три пальмы»

3.Изучение нового

материала.

 

*Рассказ учителя о

поэме М. Ю. Лермонтове

 

*Запись в тетрадь

 

Во время кавказской

войны русский генерал берёт в плен шестилетнего мальчика-грузина, жителя гор ,

и оставляет не в тюрьме, а в монастыре. Слово «мцыри» - «не служащий монах»,

послушник. Он рос нелюдим, тосковал по родине, выучил русский язык и был

окрещён, но его всегда тянуло на свободу, на родину.

4.Закрепление

изученного материала.

* Чтение отрывков из

поэмы «Мцыри»

* Анализ по вопросам

учебника, стр.148

*Чтение высказываний

Белинского, Андроникова, Максимова о поэме

5. Домашнее задание:

стр. 145, наизусть

отрывок из поэмы

 

6. Подведение итогов

занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс                                                   

Русская литература

Тема урока:    Поэма « Цыганы»

Цели урока: проанализировать

поэму " Цыганы" и раскрыть мастерство Пушкина; продолжать развивать

умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять

авторскую позицию; проследить, какое развитие в поэме получила тема свободы.

Тип урока: урок

усвоения новых знаний

Дидактическое

обеспечение урока:  учебник ,

карточки

                                                       

Ход урока:

1. Орг. момент Сегодня

на уроке мы продолжим изучение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».

Запишите тему урока

2. Проверка домашнего

задания

- Понравилась ли вам поэма?

- О чем вас заставила задуматься эта поэма?

- Где же разворачиваются события, происходящие в поэме? (в

цыганском таборе)

- Почему Пушкин описывает именно цыганскую нацию?

- Докажите, что поэма романтическая.

3. Анализ поэмы

Чтение начала поэмы.

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- В чем привлекательность такой жизни?

(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на

одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)

- Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь?

Является символом вольности? (Земфира)

- Каким вы представляете внутренний мир Земфиры… (

Живет чувствами, сердцем, не задумывается о будущем, она как вольный ветер)

- Какими чертами романтического героя наделен Алеко?

-Давайте вспомним, а что значит романтический герой.

(Это необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек,

не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы,

которым подчиняются другие. )

-Алеко похож на такого героя?

(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого

народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с

презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят

денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого

от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков

просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)

-Скажите, как Алеко попал в цыганский табор?

(Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже

хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой)

-А как отец реагирует на это? Зачитайте.

( Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша»,

пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному

увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе

сделать выбор своего жизненного пути.)

Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И

так пролетели 2 года.

- Принесла ли счастье Алеко обретенная свобода?

(Нет, все складывается не так, как он задумывал. Земфира

изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и

тревоги.)

-Почему несчастлив Алеко?

(Его разлюбила Земфира.)

-Об этом песня Земфиры. Чтение диалога Земфиры и

Алеко.

-Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал

жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? (Главные

ценности жизни для Алеко – свобода и любовь, но он страдает от внутренних

противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности

цивилизованного общества.)

Старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в

душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе,

- Чтение истории старика.

-Зачем ее рассказывает старик?

(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, не так

уж безоблачна, нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь..)

-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика об измене

Мариулы?. Зачитайте.

(Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит

измены.)

- Что мы обнаруживаем в характере главного героя?

(Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать ее для других, если

эта свобода затрагивает его интересы, его права. Поэт развенчивает

романтического героя, показывая, что за его стремлением к свободе стоит

«безнадежный эгоизм».

-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру

с ее новым возлюбленным? (Он убивает)

Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но

как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает

два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.

Как понимают свободу главные герои?(у Алеко

свобода сочетается с эгоизмом. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она

должна подчиняться ему, т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы.

Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни

к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не

требовали.

Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с

собой и с другими. Цыган признает естественное право каждого человека на

свободу, т.е. у него гуманистическое понимание свободы.

4. Написание синквейна Алеко,Земфира, Цыган ( работа

по группам)

5. Заключительная часть

-А какова авторская позиция по отношению к своим

героям?

Пушкин любит своих героев. Своим произведением показывает,

что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет ограничений и

обязательств, где царит полная свобода действий.

А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит

быть свободным?

Может ли человек быть свободным?

Он предоставляет право решить это самому читателю.

5. Домашнее задание

Написать мини-сочинение: « Что значит быть свободным?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

класс                                            

Русская литература

Тема

урока:  Романтизм как

литературное направление. А. С.  Пушкин.

Жизнь и творчество.

Цель урока : Сформировать

знание учащихся о романтизме как литературном направлении, а также рассказать о

жизни и творчестве А. С. Пушкине

Задачи: продолжить работу над формированием у

учащихся знаний о творчестве А.С. Пушкина; 

развивать навыки устной речи, память, мышление; воспитать у учащихся

любовь к знаниям и чтению произведений А. С. Пушкина

Тип

урока:     урок усвоения новых знаний

Дидактическое  обеспечение урока:  учебник, 

портрет А.С. Пушкина

                                          Ход

урока:

1. Орг. момент                                                                                                        

2. Опрос дом. задания

Стр.

100 ответить на вопросы

3. Актуализация урока

Беседа о том, что знают учащиеся о А. С. Пушкине.

4. Изучение

нового материала

*Рассказ учителя об  А.С. Пушкине                                                                                      

*Запись в тетрадь.                                                                                                              

19 век – «золотой век» в истории литературы

Представители:          А.С.

Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь

И.С.  Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой , А.П.

Чехов и др. А.С. Пушкин – гений

русской литературы. Учителя Пушкина : Жуковский, Державин, Батюшков.Основные

темы его творчества: судьба России и её передовых представителей,

взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое,

настоящее, будущее страны, место человека в жизни.

5. Закрепление новой темы

Чтение стихотворения «Подражание  Корану», стр.89

*Выразительное чтение

стихотворения

*Анализ по вопросам учебника

6.

Подведение итогов урока

7. Дом. задание   стр. 103 ответить на вопросы ( обязательный уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс                          Внеклассное чтение

Цель урока:

расширить и углубить знания по литературе, пробудить интерес к чтению.

Задачи урока: 

обучающие:

углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;

развивающие:

развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

углубление  интереса к предмету;

воспитательные:

воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

                                     Ход урока:

1. Орг. момент

2. Задания для групп

Что такое литература?

Какова задача художественной литературы?

Что такое литературное направление? Назвать основные литературные

направления.

Какое место занимает книга в жизни общества и каждого человека?

Каким предстает образ мира у древних славян?

Запишите  афоризмы из басен Эзопа

Назовите основные жанры средневековой литературы

Главная идея « Слово о полку Игореве»

Назовите жанры произведений классицизма

Назовите жанры литературы сентиментализма

Назовите писателей- классицистов и сентименталистов.

3. Подведение итогов урока

4. Дом. задание        Прочитать

поэму « Цыганы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс                                           Русская литература

Тема урока: «Художественная литература как искусство слова».

Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся; углубить

представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной

жизни человека; сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.

Тип урока:  урок изучения

нового материала

Дидактическое обеспечение урока:   учебник,

тесты

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Изучение новой темы

Вступительная

беседа.

1.    

Вдумайтесь в тему

урока и попробуйте сформулировать его цели.

2.    

Почему литературу

называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова

«литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

3.    

Мы с вами изучаем

художественную литературу. А какой ещё может быть литература?

4.    

Что является

характерной особенностью художественной литературы?

5.    

Кто является

создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над

книгой? Какому читателю он её адресует?

Вывод:

Художественная литература

Писатель читатель

мысли переживания соразмышление

сопереживание

чувства

соучастие

6.Каким

читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках

литературы, читать и понимать книги?

Тест. ( Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)

1.    

Искусство по

своей природе:

а) рационально; б)

эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное

начала.

2. Действующее лицо

художественного произведения называется:

а) образом; б)

персонажем; в) типом.

3. Есть ли разница

между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от

жанра.

4. Тема произведения

– это:

а) главная идея; б)

объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения

– это:

а) то, что хотел

сказать автор; б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной

теме раскрываться разные проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного

ответа.

7. Композиция – это:

а) последовательность

событий и действий;

б) движение

произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало

произведения;

в) первое появление

главного героя.

9. Сюжет – это:

а) основное

содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность

всех элементов произведения.

10. В основе

сюжетного действия лежит:

а) композиция; б)

конфликт; в) фабула.

11. Литературные

жанры – это:

а) эпос, лирика,

драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический

роман, социальная драма, философская элегия.

12. Для определения

жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания

произведения.

III.

Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная

задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской

литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы

познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные

разделы курса литературы 9 класса:

                            

1.           

Древнерусская

литература.

                            

2.           

Литература XVIII

века. Классицизм. Сентиментализм.

                            

3.           

Литература XIX

века. Романтизм. Реализм.

                            

4.           

Литература XX

века.

Роль

литературы в духовной жизни человека?

Учитель:

«Литература – это трибуна…». Голос писателя – «колокол на башне вечевой во дни

торжеств и бед народных; писатель – пророк, призванный «глаголом жечь сердца

людей»; поэт – «гражданин», «отечества достойный сын».

3. Подведение итогов урока     Выставление

оценок

4.Домашнее задание: стр.6 – 12 ответить на вопросы на стр. 11-12

Приложение к уроку 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

как искусство слова

Тест.

 

1.Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное и эмоциональное начала.

 

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

 

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и

«персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в

зависимости от жанра.

 

4. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная

описанная ситуация.

 

5. Идея произведения – это:

а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный

«урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

 

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные

проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного

ответа.

 

7. Композиция – это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов

произведения.

 

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

 

9. Сюжет – это:

а) основное содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

 

10. В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

 

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская

элегия.

 

12. Для определения жанра существенным признаком

является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс                                               

Русская литература

Тема урока:   Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин «

Бедная Лиза».

Цели урока: рассмотреть понятие «сентиментализм»;

начать работу над повестью «Бедная Лиза».

Тип урока:   изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: 

карточки, портрет Н.М. Карамзина.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос дом.

задания

3.  Изучение нового материала.

1. Беседа по содержанию повести.

Каков жанр произведения?

От какого лица идет повествование?

Какой мы видим героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с

матерью?

Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских

забав» Эраста?

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

– В

каких словах автора звучит оценка поступку героя? осуждает ли он Эраста? (Осуждая героя, автор оправдывает

его несовершенством человеческой природы, мечтает о примирении Эраста и Лизы за

гробом.)

Как влияет пейзаж на эмоциональное состояние героев? приведите пример.

В

основе сюжета – трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым

дворянином девушки из крестьянской семьи. Она трудолюбива, скромна,

бескорыстна, бесхитростна, доверчива и самоотверженна. Эраст – не злой и

коварный соблазнитель; он человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он

читал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся

мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить

стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках,

целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой

праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего

сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на

Эраста, привыкшего к «презрительному сладострастию», облагораживающее

воздействие. Но хватило этого воздействия ненадолго, так как по самой своей

природе Эраст не способен к сильному и глубокому чувству. Рассказывая о

последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста

рублями, которые он кладет ей в карман, автор пишет: «Сердце мое обливается

кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его, – но

язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст

«был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд,

и считал себя ее убийцей.

3. Сопоставление двух направлений в литературе. Введение

понятия «сентиментализм».

Отличается ли прочитанное произведение от тех, которые обсуждались на

предыдущих уроках? Попытаемся найти эти отличия.

Произведения классицизма

Произведения сентиментализма

(на примере повести Н. М. Карамзина)

Культ разума, долга

Культ чувств

Сфера интересов: общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера

Строгое соблюдение определенных литературных норм, правил

Нарушение литературных норм и правил в изображении героев,

речи персонажей. Велика роль пейзажа. Элементы психологизма

Вывод. Карамзин – теоретик нового литературного направления,

практически развивший его принципы в своих произведениях.

Сам

термин «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный, фр. sentiment

– чувство) указывает на то, что именно чувство становится центральной

эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты противопоставляли

разуму классицистов.

Основной

идеал – мирная,

идиллическая жизнь на лоне природе. Деревня (нравственная чистота)

противопоставляется городу (символ зла, суеты). Появляются новые герои –

«поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Пейзаж (речка, лужок) созвучен

переживаниям героев.

Автор

сочувствует героям, его задача – заставить и читателя переживать,

сочувствовать, сострадать, вызвать у него слезы умиления.

Основная

тематика: любовь.

Основные

жанры:

сентиментальная повесть, дневник путешественника; в лирике – идиллия, или

пастораль; очень любили сентименталисты жанр письма (эпистолярный).

Идейная

основа: протест

против испорченности аристократического общества.

В

основе эстетики:

«подражание природе», идеализация патриархального быта.

Представители

сентиментализма:

Англия:

Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»

(любимый роман Татьяны Лариной);

Франция:

Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

4. Рассказ учителя.

Проникновение

в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60–70-е гг.

XVIII в. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова и поэтов его круга.

В 70-х гг. Михаил Никитич Муравьев, провозглашая идеал внутренней свободы

человека, признает, что в нем самом заключен источник и его бед, и его счастья.

Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством.

Мистические идеи масонства, с деятелями которого общался Карамзин в это время,

остались ему чужды. Но он разделял интерес своих друзей из круга масонов к

проблемам этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному

самосовершенствованию.

Первым

из признанных и авторитетных русских писателей XVIII в. Карамзин избирает

главной областью своей творческой деятельности прозу, желая поднять ее в России

на уровень достижений прозы европейской, сделать ее предельно гибкой,

высокодуховной и поэтической, способной не только изображать все богатство

явлений внешнего мира, но и передавать «музыку души», сложные оттенки

человеческих чувств и настроений.

Основной

эстетический пафос Карамзина выражает его статья «Что нужно автору?» (1793 г.).

Объявляя здесь чувство главным двигателем творческого процесса, Карамзин

заявляет, что только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием

всеобщего блага», сочувствием «всему горестному, всему угнетенному, всему

слезящемуся», дает писателю право браться за перо. И, памятуя, что в любом

произведении писатель пишет, вольно или невольно, «портрет души и сердца

своего», он должен, прежде всего, спросить себя «наедине, без свидетелей,

искренно: каков я?». «Дурной человек не может быть хорошим автором».

Личность

автора – благородного и чувствительного человека, писателя-сентименталиста –

неизменно присутствует в произведениях Карамзина.

II.

Итог урока.

Домашнее

задание: подготовить

сообщение о биографии Н. М. Карамзина; ответить на вопросы на стр. 99 (

обязательный уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс         

                             Русская  литература

 

Тема урока: Сентиментализм как литературное направление

 

Цель урока: На

примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить уч-ся с литературным

направлением – сентиментализм.

Задачи: развивать

умение анализировать текст, проводить сравнительный анализ литературных

направлений;  способствовать воспитанию

такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед

людьми.

 

Тип урока:  урок изучения нового материала

 

Дидактическое

обеспечение урока:     учебное пособие

 

                                                         Ход урока:

1. Орг.

момент

 

Актуализация знаний

Сентиментализм –

«изящное изображение основного и повседневного».

П. А. Вяземский

2. Опрос домашнего

задания     

 

3. Объяснение нового

материала 

Сентиментализм –

направление европейской литературе и искусстве второй половины 18 в. сформировавшееся

в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений

общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство,

дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Представителями сентиментализма являются Лоренс Стерн, Ричардсон, (Англия), Жан-Жак

Руссо (Франция). В России – М.  Н.

Муравьев, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский

4. Закрепление нового

материала 

- Посмотрите на портрет В. Боровиковского.

Определите его принадлежность к стилю «сентиментализм»

- Был ли сентиментализм прогрессивным явлением

в литературе?

Что обозначают слова чувствительный, эмоциональный, сентиментальный?

5. Подведение итогов

урока

6. Дом. задание

Прочитать статью в учебнике об

истории возникнования этого направления, дополнить записи в тетради. Выучить

основные черты сентиментализма.

 

 

 

9 класс                                        

Литература

 

Тема урока: Характеристика литературы 18 века. Классицизм как литературное

направление

 

Цель урока: дать

характеристику о литературе 18 века;

Задачи урока :

познакомить уч-ся с литературным течением «классицизм», отметить его основные

черты и характерные особенности; развивать устную и письменную речь, творческое

мышление; воспитывать интерес к русской литературе.

 

Тип урока:  урок изучения нового материала

 

Дидактическое

обеспечение урока:     учебное пособие

 

                                                                   

Ход урока:

1. Орг.

момент

 

Актуализация знаний

 

На сегодняшнем уроке мы

посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти

преобразования отразились на литературе.

Также мы познакомимся с

литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы

18 века)

2. Опрос домашнего

задания     

стр 69 ( ответы на

вопросы)

 

3. Объяснение нового

материала 

 

Русский классицизм зародился во 2-ой четверти 18 века  в творчестве зачинателей новой русской

литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

Связь с современной действительностью

Сатирическая направленность

Обращение к конкретным явлениям русской жизни

Преобладание национально-исторической тематики

Высокий уровень

развития жанра оды

 

 

Лекция с

элементами беседы

Литература 18 века (как

и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной

и общественно – политической жизнью страны.

Обзор

культурно-политической ситуации России 18 века.

Россия 18 века

(начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований

во всех областях государственной, культурной, политической жизни.

Укрепляется

независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на

европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также

самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями

гражданственности, патриотизма, единства нации.

Абсолютизм –

единовластие

/Открывается Московский

университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится

новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук,

Академия художеств, первый постоянный русский театр /

Для продвижения страны

вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить

внимание на развитие следующих областей:        -

образование

     

                  -  наука

     

                  -  культура

     

                  -  печать

Особое, исключительное

значение в этой связи приобретает литература. 

Литература 18 века

приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом,

который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным

благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Господствующим

направлением в литературе 18 века являлся классицизм.

Классицизм – (от

лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в

европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого

являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.

/Понятие прекрасного в

искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в

правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось

в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или

дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно

глубоким водам, заключенным в гранитные берега./

Черты классицизма

1.     Утверждение

идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства

нации.

2.     Утверждение

приоритета разума.

3.     В основе

эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть

разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа

“подражания природе”).

4.     Соблюдение

определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная

организация).

5.     Четкое

разделение героев на положительных и отрицательных

6.     “Неизменность”

героя (отсутствие внутреннего развития).

7.     Идеализация

героя (оды Ломоносова)

8.     Интерес

к народному языку, использование в произведениях народной речи.

9.      Объективность

повествования.

Особенности классицизма

1. Деление жанров на “высокие” и

 “низкие”.

Высокие: (трагедия,

эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология;

их герои – монархи, полководцы)

Низкие: (комедия,

сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.

Каждый жанр имеет

строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения

возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и

обыденного.

Ведущим жанром

классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным

проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах

героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и

личными страстями.

2. Закон “трех единств” (единство

времени, места и действия)

1.     единство

времени – действие происходит в течение одних суток

2.     единство

места – действие происходит в одном месте

3.     единство

действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)

Русский классицизм

 зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской

литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

1.     связь с современной

действительностью

2.     сатирическая

направленность

3.     обращение

к конкретным явлениям русской жизни

4.     преобладание

национально – исторической тематики

5.     высокий

уровень развития жанра оды

4. Закрепление нового

материала 

 

Анализируют по вопросам учебника

стр. 74 ( обязательный уровень)

 

5. Подведение итогов

урока

 В эпоху классицизма русская литература освоила

сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское

литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.

6. Дом. задание

А)учить лекцию по

классицизму

Б)подготовка сообщений по

деятельности М. В. Ломоносова (индивидуальные задания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В русской литературе 18

века начинает складываться первое самостоятельно Направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов

античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской

литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского

просвещения.     

Значительный вклад в

развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был

замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные

принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип

силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и

безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения,

сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом

стихосложения в русском языке. 

Тредиаковский был большим

знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в

России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики.

Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля

Тальмана.          

Большим человеком 18 века

был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и

комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях

человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических

произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был

замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй

половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать

потребностям общества.      

Крупнейшим поэтом в

русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и

вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был

замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом –

философом.     

В конце 18 века,

складывается такое литературное направление, как сентиментализм.

Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии

личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской

литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие  смелым

откровением для русского общества 18 века.




 

 

 

 

Тема урока:            М.В. Ломоносов.

Реформаторская

                 

                деятельность в области

русского языка и

                 

                литературы.

Цели урока: 

          Образовательные:

                 

                      а)

познакомить учащихся с личностью одного из

                 

                     

величайших деятелей просвещения – М.В.

                 

                     

Ломоносовым

                 

                      б)

раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова

                 

                     

Развивающие:

                 

                   

  а) освоить комплекс теоретических понятий по

                 

                     

данной теме

                 

                     

Воспитательные:

                 

                      а)

воспитать в детях чувство национальной гордости,

                 

                     

патриотизма

Литература: 

                           

                 

                 

                     

Литературный энциклопедический словарь (статьи:

                 

                     

ода, Ломоносов)

                 

                     

Ю.М. Лотман  Учебник по русской литературе для

                 

                     

средних классов

                 

                     

Учебник по русской литературе под ред.

                 

                     

В.Я. Коровиной

1.     Орг. момент

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося

деятеля российского просвещения – М.В. Ломоносова, а также оценим значимость

его реформаторской деятельности.

2. “Слово о Ломоносове”           

          Соединяя необыкновенную силу воли с

необыкновенною силою понятия,

Ломоносов обнял все отрасли просвещения.

Жажда науки была сильнейшею страстию

сей души, исполненной страстей. Историк,

ритор, механик, химик, минералог,

художник и стихотворец, он все испытал

и во все проник.

А.С. Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765)

М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка

(ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил

с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан (трудолюбие,

выносливость). Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые

смог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и

Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого.

В декабре 1730 г. ушел (вопреки воле отца) с рыбным обозом в

Москву.

    В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за

дворянского сына, поступил в Московскую Спавяно-греко-латинскую академию, где

получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам (знал

более 30 языков). Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан

одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был

направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года

– в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным

и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и

горное дело в горной Академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1745

становится профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. В это

время Ломоносов занимается астрономией, мореходным делом, краеведением,

географией, метеорологией, математикой.

Давайте прослушаем сообщения о деятельности Ломоносова в области

химии, физики, астрономии.

Сообщения учащихся

/ Добавить.  В 1748 г. М.В. Ломоносов создал химическую

лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе

разрабатывал состав стекла, фарфора, смальты, которую использовал для своих

мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований,

оптические инструменты. /

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт Московский

университет.

Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы.

Достижения в области языка

1.     В 1755 г.  была издана Российская грамматика Ломоносова. В

ней впервые звуки были отделены от букв, а также были рассмотрены

физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая

классификация основных диалектов русского языка. Четко разграничены русский и

церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях

организации звуковой системы.

2.     Ломоносовым была создана концепция “трех штилей”/реформа в

области стилистики языка/

Суть реформы

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен быть

написан в определенном “штиле”.

 “Высокий штиль” характерен для героических поэм, од,

“прозаичных речей о важных материях”.

“Средний” – для стихотворных посланий, элегий, сатир,

описательной прозы.

“Низкий” – для комедий, эпиграмм, басен.

Различия “штилей” в области лексики

“Высокий штиль” – славянизмы + нейтральные слова

(общеупотребительные как в церковнославянском, так и в русском)

“Средний штиль” – общеупотребительные слова + некоторое

количество славянизмов

“Низкий штиль” – нейтральная лексика + просторечные слова

К тому же исключались:

1. устаревшие славянизмы, непонятные уже современникам

Ломоносова (овогды, рясны)

2. грубые, бранные слова (хрыч, таскаться)

Примеры

Церковнославянизмы:         дщерь,

господень, взываю, отверзлись

Общеупотребительные  как для церковнославянского так и для

русского (нейтральные) слова:              

рука, слава, бог, ныне

Просторечные  (нет в церковнославянском)    

       говорю, ручей, который

Реформа в области литературы (в области стихосложения)

Ломоносов стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства.

Еще в 1736 г. он приобрел трактат теоретика русского языка В.К. Тредиаковского

“ Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, который его чрезвычайно

заинтересовал. Ответом Ломоносова было “Письмо о правилах российского

стихотворства”(1739).

Основные положения “письма”

1.     Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все

русское стихосложение (силлабо-тонический – слогово-ударный, ранее был

силлабический, основанный на долготе слогов)

2.     Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба.

3.     Умело применил сочетание мужских и женских рифм (Тредиаковский

настаивал на применении только женских рифм)

Итоги урока:(1-го)

Таким образом, Ломоносов дал простор русскому стиху, сделал его

гибким, звучным, выразительным. Он приблизил литературный язык к разговорному

(= доступность).

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения

отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного

общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов

открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем

филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней

отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую

развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

Тема урока: 

          Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова

Цели урока: 

          Образовательные:

                 

                     а)

познакомить учащихся с творчеством М.В.

                 

                   

 Ломоносова

                 

                   

 Развивающие:

                 

                     а)

определить основные идеи и темы творчества М.В.

                 

                   

 Ломоносова

                 

                     б)

выявить языковые и стилистические особенности

                 

                   

 творчества Ломоносова (на основе од)

                 

                   

 Воспитательные:

                 

                     а)

развитие языкового эстетического идеала

                 

                   

 учащихся

1.     Орг. момент

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В.

Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся

к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)

2.     Лекция с элементами беседы

Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова

нам необходимо понять, в чем он видел назначение поэта и поэзии.

Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться

воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и

одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества

М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос “пользы

общества” сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра 1 как

просвещенного государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления

богатства и могущества России, стала торжественная ода.

Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного

характера в честь какого-то лица или события.

Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь

с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр

гражданской лирики с обязательным “высоким” содержанием и  “возвышенным”

стилем. В своем творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности

оды – духовную и похвальную.

Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте

подумаем  - что могло бы входить в содержание этих од, о чем они? (ода

духовная? ода похвальная?)

Ода

              Похвальная

                     

                     

               Духовная

Создавалась на торжественные случаи        

                   

 (философская)

придворной жизни. Темы: прославление        

         Основные темы:

наук, просвещения, мира, монархов как      

             1. несовершенство

хранителей наук и мира. Нередко        

                     

общества, одиночество

используются библейские, исторические      

           человека.

ассоциации. Основной тон – восторженный.      

     2. величие природы

                 

                                 

3.     Анализ од

Рассмотрим оду Ломоносова “Вечернее размышление о Божием

Величестве при случае великого северного сияния”

(Выразительное чтение учителем оды)

К какой разновидности оды относится данная? Докажите.

(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)

О чем размышляет автор?

(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и

человеке – “песчинке” в этом непознанном мире)

Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не

бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее

существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток

проникнуть в суть явлений.

Беседа.

Разбор по строфам.

1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят

примеры)

Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор

Открылась бездна, звезд полна…

О чем говорит автор в этой строчке?

(о ночном небе)

На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется

человек? С чем сравнивает автор человека?

(С песчинкой, с малой искрой, с пером)

Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?

(северным сиянием)

К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?

(к ученым, мудрецам)

С одной стороны автор восхищается природным явлением как чудом,

с другой – пытается понять его и объяснить.

Какие художественно-выразительные средства использует автор в

оде и для чего?

(Автор использует множество риторических вопросов, восклицаний,

особую “высокую” лексику для создания особого эмоционального настроя, для

создания важности и глубины затронутой темы)

Теперь обратимся к оде “На день восшествия на всероссийский

престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”

(выразительное чтение учениками)

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом

цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения

Елизаветы.

Можно ли считать эту оду по содержанию и по форме

классицистической?  (этот  вопрос мы поставим во главу угла)

Отметим черты классицизма.

Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета,

Петр); герои идеализированы; “высокое” содержание, “возвышенный” язык.

Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек

Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

“Тишина” – то есть мирное состояние государства как лучшее время

для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.

Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как

монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует

образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает “урок царям”.

Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и

наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в

отрывке?

О вы, которых ожидает…

(Автор обращается к сынам России с призывом доказать, что они не

хуже чужеземных мастеров, ученых и могут служить развитию и процветанию своей

страны)

4.  Итоги урока

Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты

высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества

Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещенной России.

5.  Домашнее задание

Письменно проанализировать отрывок из оды (На день восшествия…)

О вы, которых ожидает…

 

Просмотров: 503


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст